Обратная сторона прогресса

кризис общения

Говоря о развитии мозга и личностном развитии человека, нельзя обойти вниманием те социальные процессы, которые определяют среду, в которой мы живем и развиваемся. По большей части все наше стремление развиваться является ответом на изменения окружающих условий и продиктовано желанием соответствовать быстро меняющимся миру. От понимания сути этих эволюционных процессов зависит правильность выбора модели и общего вектора дальнейшего развития каждого человека и общества в целом.

В этом контексте я часто обращаю внимание на то, как эволюционируют механизмы межличностного общения. Развитие этих механизмов происходит настолько быстро, что вся эволюция происходит практически на наших глазах. Но естественный ход эволюции больше не может вносить свои коррективы путем естественного отбора, поэтому объективно оценить благоприятность или вред происходящих изменений для человеческой популяции мы сможем только через несколько поколений. Однако некоторые интересные выводы мы можем сделать уже сейчас. Под межличностным общением я, прежде всего, понимаю вид общения, не относящийся к деловому, добровольное общение, в котором заинтересованы все общающиеся стороны. В социальных науках такой вид общения принято называть досуговым.

Чтобы понять насколько сильно изменился характер общения между людьми за последние 100 лет, нужно вспомнить, что, например, в России еще в начале ХХ века более 80% населения проживали в сельской местности. На протяжении многих столетий механизмы межличностного общения формировались под влиянием общинного способа производства и общинного образа жизни. Работа данных механизмов обеспечивалась огромным количеством общеобщинных праздников, посиделок и игрищ, особенно в период отсутствия сельскохозяйственных работ (осенне-зимний период и раннюю весну). Так, например, в крестьянской среде была распространена традиция проведения совместных праздничных увеселений, пиршеств за общим столом. Угощение на такой мирской сход готовили на средства общины. На сходке назначался срок, размер и способ сбора продуктов с каждого домохозяина. Такие коллективные трапезы относились к числу наиболее важных компонентов этнической культуры и некогда входили в систему дохристианских традиций, затем трансформировалась в склад​чинные пиршества, посвященные каким-либо святым право​славного календаря. В разных районах России эти встречи носили разные названия: братчина, канун, ссыпчина, ссыпка, свеча, складчина. Во время такого мирского схода происходило общение между всеми членами крестьянского сообщества (как групповое, так и индивидуальное), обсуждались новости и решались важные общественные вопросы. И конечно немаловажной была развлекательная часть таких встреч. Н.А. Миненко, исследовавшая досуг русских крестьян Западной Сибири, отмечает: «Гостьба по праздникам была важнейшим развлечением для всех деревенских жителей, особенно для людей среднего и старшего возраста».

Также в народной среде существовали виды общения, сочетавшие угощения, песни и пляски с совместным трудом. К ним относятся посиделки, традиционные «помочи» или толоки, которые применялись для разного вида работ: строительство мирских мельниц, школ, амбаров, ремонт дорог, заготовка дров для церквей и сельских больниц, вывоз бревен, покос, обработка льна, помощь нетрудоспособным членам общины и т.д. Помочами же строились дома погорельцам, распахивались поля сельчанам, у которых пала лошадь или у кого мужчины были в рекрутах. Самыми распространенными помочами были помочи для завершения жатвы, которые имели множество разных названий — дожинки, выжинки, отжинки, борода, бородные, каша, саламата. Несмотря на различие содержания и характера помочей, практически все они имели общие черты: праздничный характер любой напряженной работы, сопровождавшейся шутками, смехом, песнями; щедрое угощение помочан по окончании работы; игры, гуляния по завершении. Не было четкой грани между трудовой и праздничной частью помочей. В Забайкалье помочи по строительству дома завершались катаньем на лошадях, запряженных в телеги, с песнями; катались все — и хозяева, и помочане.

В зависимости от разных половых и возрастных групп отдельные сборища устраивались мужчинами, женщинами, людьми среднего и старшего возраста, но наиболее массовыми, частыми и многообразными по форме были сборища молодежи. Основным местом общения крестьянской молодежи были посиделки (беседки, беседы, кельи и т.д.), но также проводились праздничные хороводы на улице, игры под открытым небом, катания на лошадях и другие формы развлечений вне жилища. Несмотря на развлекательно-игровой характер многих мероприятий все они имели четкие нормы и правила, генетически связанные с древними слоями народной культуры, восходившими к языческим обрядам. По степени распространения, значимости в общении молодежи и богатству развлекательно-изобразительных форм на первое место следует поставить хороводы. Создаваемые многими поколениями, сохраняемые коллективно, впитавшие многие особенности крестьянского сознания (глубокую связь с природой и земледелием), хороводы обеспечивали яркую и сложную программу проведения досуга, определяли отличия одного праздника от другого. В период, когда не было сколько-нибудь значительных праздников, встречи молодежи устраивали в связи с выполнением ею коллективных работ. Наибольшее распространение имели молодежные вечеринки, на которых рубили капусту, они так и назывались «капустками». Девушки заранее уговаривались, у кого и когда будут рубить капусту и устраивать вечеринку. После ужина туда приходили парни. Начиналось веселье, которое ничем не отличалось от святочного.

На протяжении всей нашей истории коллективное общение являлось важнейшим условием, обеспечивающим удовлетворение духовных запросов людей, совместное решение важных вопросов, осуществление их свободной деятельности, интеллектуального развития личности, способствовало консолидации родственных общностей, являлось одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций.

Переход от традиционного общества к современному в значительной степени изменил общий характер общения и взаимодействия людей. Прежде всего это связано с фундаментальными изменениями организации общества в пользу социальной индивидуализации. Люди получили возможность быть независимыми друг от друга, в значительной мере передав ответственность за жизнеобеспеченье государственной бюрократической машине. Коллективные модели общения уступили место индивидуальным. Индивид получил возможность самому определять образ жизни, выбирать референтную группу внутри общества и ограничивать круг общения наиболее интересными и близкими по духу людьми.

Новые технологии общения

Научно-техническая революция второй половины XX века дала начало новому этапу трансформации механизмов общения, связанному с появлением возможности опосредованного общения, используя технические средства связи.  Новые возможности, новые способы взаимодействия, новые модели мышления позволили во многом переосмыслить традиционные подходы к общению, устранив преграды и расстояния, увеличив скорость обмена информацией и сделав коммуникации по-настоящему глобальными. Современный век не даром называют информационной эрой. Массовое проникновение технологий привело к тому что в наше время люди постоянно находятся на связи и теперь не нужно специально выделять время, чтобы что-то обсудить. Обмен информацией может происходить практически без отрыва от работы, в любую свободную минуту. Учитывая огромное влияние информационных технологий на все аспекты жизни человека можно сказать, что эти технологии становятся основой современной культуры. Новые технологии впечатляют своим потенциалом, завораживают людей своими огромными возможностями, которые выносят наше мышление за пределы личностного пространства. Очарованные мощью прогресса, искры которого освещают нашу повседневную жизнь экранами персональных гаджетов и светодиодами электронных устройств, мы не замечаем, что у этого процесса есть и обратная сторона медали, которая выглядит далеко не прекрасно.

Так, например, с изобретением и массовым распространением телефонов люди получили возможность чаще быть на связи друг с другом, несмотря на преграды и расстояния. Но при этом людям стало проще позвонить друг другу, чем договариваться о встрече вживую. Безусловно это не лучшим образом отразилось на качестве общения, поскольку процесс общения лишился многих невербальных аспектов (выражение лица, одежда, интерьер и т.д.) и стал ограничен временными рамками.

Следующий этап в технической эволюции средств общения был связан с массовым проникновением интернета в повседневную жизнь. Появились чаты, форумы и интернет-мессенджеры. С одной стороны, это дало возможность значительно расширять свой круг общения, но с другой стороны общение все более приобрело развлекательный характер, оставив в стороне духовные, эмоциональные и прочие глубокие межличностные аспекты. Также виртуализация общения стала располагать к тому, что можно охарактеризовать как ношение масок. Ведь в интернете каждый человек мог представить себя кем-угодно, кем не является на самом деле. Собеседники превратились в виртуальные образы по разные стороны компьютерной сети. А все эмоциональные аспекты общения были заменены набором смайликов.

Но и это оказалось не самым худшим. Следующим эволюционным этапом стал переход к общению через социальные сети. Безусловно это еще больше расширило круг друзей и круг потенциального общения. На сегодня многие люди могут похвастаться тысячами «друзей». Но каково восприятие ценности такой дружбы, если человека можно добавить в друзья и удалить из друзей одним щелчком мышки. Таким образом, ко всем недостаткам предыдущих этапов развития средств коммуникации добавилось еще и снижение ценности личности собеседника. Исходные цели межличностного общения заменились на желание отвлечься от собственных проблем, уйти от реальности в мир более привлекательного виртуального образа, и использовать круг друзей в своих личных целях.

Сегодня в качестве площадок для общения популярны различные паблики или группы на базе социальных сетей и мобильных мессенджеров, в которых люди объединяются в зависимости от области интересов, наличия общих целей или принадлежности к каким-либо социальным группам. Но не смотря на огромные возможности подобных инструментов коммуникации, все чаще межличностное общение представляет собой лишь иллюзию, которая поддерживается благодаря тому, что пользователи обмениваются позитивными изображениями и вдохновляющими цитатами знаменитых людей.

Интернет оказал огромное влияние на снижение когнитивного значения процесса общения между людьми. Теперь для того чтобы узнать какую-то информацию, людям больше нет необходимости обращаться друг к другу. Гораздо быстрее и точнее будет запросить информацию в поисковике Гугла или Яндекса. Благодаря информационным технологиям теперь о подробностях личной жизни знаменитостей мы часто знаем больше, чем о подробностях жизни немногих невиртуальных друзей. А новое поколение детей учится познавать мир, не прибегая к опыту близких реальных людей, предпочитая им компьютер. Наши отношения с людьми становятся все более формальными, в них больше нет непосредственности, искренности, душевной близости. Общение все больше начинает казаться пустой тратой времени, тем более что жизнь современного человека способна предложить гораздо более интересные способы развлечений и проведения досуга.

Изначально общение с человеком на глубоком уровне позволяло расширить мировоззрение, углубить восприятие, познать самого себя, ощутить полноту жизни. Но, вынужденные постоянно поддерживать пустые, поверхностные отношения, в погоне за имиджем, занятые удовлетворением материальных потребностей, мы все меньше доверяем людям, все меньше стремимся к по-настоящему близкому, открытому общению. Устав от безразличия, лицемерия, «масок», ничего не значащих слов, пустых разговоров, устав быть использованными, люди все больше обосабливаются и замыкаются в себе.

Одиночество современного человека

Современный человек одинок, беспомощен и напуган. Благодаря прогрессу он получил реальную возможность быть успешным без тесного контакта с социумом. Но потребность общения и контакта никуда не исчезли, просто они атрофировались, исказились, приняли ложные формы. Для многих одиночество – это своеобразная ширма, которая позволяет скрыть свои комплексы или другие недостатки, которые с течением лет лишь прогрессируют. Не пытаясь приобщиться к социуму, противопоставляя себя ему, человек бессознательно боится быть самим собой и замыкается себе. Такой «защитный кокон» дает иллюзию правильности происходящего, дает силы на поддержание эффекта независимости и успешности. Отделившись такой ширмой от всего мира, удобно и приятно пестовать в собственном сознании свою бесценность и уникальность, формировать высокую самооценку и веру в высшее предназначение.

Многие искренне верят в то, что одиночество, это нормальный образ жизни, естественная реакция на развитие современного общества и личностный рост. Часто они идут дальше и отвергают семейные узы, ценности. Сложно предсказать, что будет в будущем, когда вырастет целое поколение одиноких людей, воспитанное одиночками. Впрочем, сегодня проблеме одиночества подвержены даже семейные люди. Приходя домой все члены семьи часто окунаются в виртуальный мир с помощью мобильных устройств и тем самым еще больше отдаляются друг от друга. Дом стал для многих лишь местом для ночлега. Посидеть всей семьей за столом, чтобы пообщаться, не хватает времени. Каждый начинает жить своей жизнью.

В последние десятилетия проблема одиночества все больше беспокоит специалистов, которые сходятся в мнении, что одиночество связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, истории, семьи, природы, культуры. Известный социолог Дэвид Рисмен, исследовавший влияние модернизации на сознание и поведение современного человека, зафиксировал распространение проблемы одиночества гораздо раньше других ученых и дал название данному социальному феномену «одинокая толпа».

В январе 2011 года журнал Science опубликовал исследование, согласно которому в США около 29 млн человек живут без семьи, что на 30% больше, чем 25 лет назад. Также неутешительна статистика дружбы: если в середине 80-х годов житель США в среднем имел трех близких друзей (имеются в виду те, с кем можно обсудить нюансы личных проблем), то теперь это число снизилось до двух, а 25% опрошенных признались, что таких друзей у них нет. Это на 15% больше, чем в конце прошлого века.

Эти данные однозначно говорят о том, что на фоне масштабного развития технологий коммуникации средний индивидуум всё больше теряет контакт с окружающими. Естественно, жить в одиночестве, не имея возможности обсудить с кем бы то ни было личные проблемы, и ощущать себя одиноким — не одно и то же. Сейчас специалисты-психологи пользуются специальной шкалой, которая измеряет субъективное ощущение одиночества. Согласно оценкам исследователей, человек современной западной цивилизации не только ведет всё более уединенную жизнь, но и всё чаще испытывает печальное чувство одиночества. Исследователи выяснили, что в среднем у одиноких людей чаще повышено давление, хуже работают сосуды, повышено содержание гормонов стресса — кортизола и эпинефрина, чаще нарушен сон. Также исследования показали, что одинокие люди более восприимчивы к инфекционным заболеваниям. Это связано с тем, что у них снижена экспрессия генов, заведующих выработкой глюкокортикоидного ответа B-лимфоцитов, который подавляет воспалительную реакцию. Одновременно повышена экспрессия генов, которые поддерживают воспаление. Отсюда известное следствие: одинокие люди больше подвержены разным заболеваниям и имеют в среднем меньшую продолжительность жизни.

Большинство физиологических нарушений, отмеченных для одиноких людей, вызваны активизацией симпатической нервной системы, ответственной за реакцию «борись или беги». Иными словами, наш организм расценивает одинокое существование как своего рода опасность, а само чувство одиночества, во многом неприятное, служит предупредительным сигналом. Как чувство голода говорит о том, что пора бы найти какую-то еду, как боль заставляет нас приняться за поиски лечения, так и чувство одиночества заставляет искать компанию. Ученые считают, что эта связь обусловлена эволюционной историей человека. Человек, будучи в высшей степени социальным видом, приспособлен добывать пищу и защищаться, находясь в группе. Поэтому пребывание вне группы означало для человека повышенный риск нападения и, вероятнее всего, голод. Так что чувство дискомфорта, возникающее в ответ на отсутствие группы, вместе с негативным физиологическим ответом достались нам в наследство от длинного периода выживания среди враждебной природы. Но если в древности это чувство помогало выжить и вновь обрести поддержку группы, то теперь оно, напротив, ведет к сокращению жизни из-за постоянного действия внутреннего стресса.

Помимо опасности для здоровья происходящий кризис общения несет в себе еще одну опасность, связанную с тем, что прямая коммуникация является ключевым элементом, от которого всегда зависела и будет зависеть возможность общества преодолевать возникающие проблемы. Так Элинор Остром, получившая Нобелевскую премию по экономике за решение проблем эксплуатации ресурсов общего пользования, в своих исследованиях показала, что для решения любых социальных дилемм необходима кооперация индивидов, которая обеспечивается возможностью общения лицом к лицу и обсуждением результатов совместных действий. При этом, как показали эксперименты, в случае опосредованного общения, способность к кооперативному взаимодействию людей значительно снижается. Таким образом, благодаря происходящей виртуализации общения, в развитом цивилизованном обществе происходит постепенная утрата инструментов для эффективного разрешения возникающих проблем.

Подытоживая вышесказанное, хочется пожелать, чтобы в очередной раз выбирая между написать, позвонить или встретиться с близким вам человеком, вы по возможности выбрали наиболее «архаичный» способ коммуникации. Никакие смайлики не смогут заменить вам живое зрительное восприятие, реальную мимику, тактильные ощущения, слух и все другие настоящие чувства. Продлевайте жизнь себе и друзьям, ведь для этого требуется совсем не много. А также помните, что прямое общение с друзьями сегодня является важным шагом, от которого завтра может зависеть выживание нашего общества. Берегите себя и своих близких!

  1. Да, как-то все печально получается! Чем дальше развивается цивилизация, тем более плачевным видится будущее…

Добавить комментарий

Имя
E-mail
Сайт