Психология: популярная и “не очень”

популярная психология

Психология: популярная и “не очень”

БьюджентальЧитаю сейчас сборник психотерапевтических историй Джеймса Бьюдженталя “Наука быть живым”. С одной стороны, поражает масштаб психологической трансформации людей, которые буквально обретают новую полноценную жизнь, а с другой поражают авторские ремарки о том, что весь процесс психотерапии занял, например, полтора или два года. И это при том, что Бьюдженталь всегда являлся сторонником интенсивной психотерапии, предполагающей от двух до четырех встреч в неделю.

Становится понятно, почему в современном мире психотерапия значительно уступает в популярности различным методам от лайф-коучей и духовных тренеров, предлагающих рецепт быстрой помощи: “купите книгу, пройдите тренинг или посетите наш семинар, и ваша жизнь преобразится”.

Это как фастфуд: сначала ты ощущаешь только невероятный вкус и радуешься возможности быстро утолить голод, а по прошествии некоторого времени появляется лишний вес, гипертония и гастрит. Наверняка есть люди, организм которых успешно переваривает и не такую “духовную пищу”, но как показывает опыт, через некоторое время большинство людей отправляются к новым лайф-коучам и тренерам, обещающим не менее сытую и счастливую жизнь благодаря высокоэффективной формуле удовлетворения душевного голода.

Удивляет способность людей несмотря ни на что верить в то, что где-то все-таки есть рецепт быстрого обретения счастья, который моментально обнулит груз накопленных психологических проблем и при этом не потребует упорной и продолжительной работы по разрешению внутренних противоречий.

Но проблема фастфуда ведь не в том, что все эти аппетитные бургеры опасны для здоровья. Угроза возникает тогда, когда фастфуд на длительное время становится частью повседневного рациона. Ну правда ведь, здоровый человек не загубит свое здоровье даже если раз в неделю станет баловать себя гамбургером в Макдаке. При этом совсем не факт, что ежедневное употребление магазинных продуктов с пальмовым маслом и прочими заменителями натуральных ингредиентов будет для здоровья полезней.

То же самое и с фастфуд-психологией. На сегодняшний день в психологии есть много методов, способных за относительно небольшой период времени улучшить мировосприятие человека, сделав его более позитивным. Например, исследования показывают, что техники позитивного мышления действительно благотворно сказываются на работе мозга и приводят к увеличению выработки серотонина.

Проблемы начинают появляться, когда на методах фастфуд-психологии человек пытается строить свою жизнь в долгосрочной перспективе. Поначалу концентрация только на позитивных вещах вполне способна вытащить человека даже из депрессии. Но в дальнейшем, если человек не предпримет ничего, для того чтобы разобраться с причинами своей проблемы, вероятней всего, вскоре он снова обнаружит себя в том же состоянии, в котором был изначально. Но на этот раз его состояние может еще и усугубиться чувством вины за свою неспособность постоянно видеть мир в позитивных тонах.

Сегодня достаточно сложно определить точную грань, где заканчивается классическая и начинается популярная фастфуд-психология. Но по сути, к фастфуд-психологии можно отнести любые методы (психологические, эзотерические, духовные), предполагающие существование каких-то абсолютных правил жизни, строгое следование которым может в короткие сроки сделать счастливым любого человека. Обычно это что-то вроде 10 правил жизни от известных миллионеров или 20 непреложных истин от просветленного гуру.

Но вообще история фастфуд-психологии неотделима от классической психологии и уходит своими корнями в середину ХХ века, когда в США зародилась гуманистическое направление.

МаслоуПомните пирамиду Маслоу? Абрахам Маслоу был одним из основоположников гуманистической психологии, которая провозгласила, что вовсе не сексуальное влечение, как считали сторонники психоанализа, является движущей силой человечества и даже не адаптивная реакция на стимулы внешней среды, как полагали бихевиористы, а стремление к той самой самоактуализации, которая находится на вершине известной нам пирамиды.

В этом контексте даже последовавшая сексуальная революция и возникновение наркокультуры хиппи многими стали восприниматься как стремление к самым, что ни на есть, высшим гуманистическим ценностям и идеалам: свобода, спонтанность, самопознание, самоактуализация и абсолютная любовь.

Собственно контркультура и погубила гуманистическую психологию, которая умудрилась собрать под своей крышей не только психологов, но также и эзотериков, суфистов, разномастных духовных гуру, представителей психосинтеза и всех остальных учителей, способных указать обывателям точное и наикратчайшее направление для их развития и самоактуализации. Так по словам Ирвина Ялома уже к 60-м годам ХХ века съезды ассоциации гуманистической психологии стали походить на карнавалы.

В результате даже сам Маслоу попытался откреститься от движения, у истоков которого он стоял, но было уже поздно. Принципы гуманистической психологии быстро шагали по планете, попутно трансформируясь в тысячи авторских методик, сотни духовных школ и направлений личностного развития. А сама концепция счастья в массовом сознании оказалась навсегда связанной с необходимостью удовлетворения всех потребностей пирамиды Маслоу (хотя сам Маслоу ничего такого и не утверждал).

Идея того, что есть быстрые и простые методы способные сделать человека счастливым, прочно укоренилась в сознании людей, и как потом оказалось, несказанно прибавила работы психологам, которым и по сей день приходится с утра до вечера приводить в чувство искателей перманентного счастья и охотников за быстрым духовным ростом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.